Джоэл о программном обеспечении

       

Ну откуда все эти (неоригинальные) мысли?


Joel on Software - Ну откуда все эти (неоригинальные) мысли?

Ну откуда все эти (неоригинальные) мысли?

Автор: Джоэл Сполски

Переводчик: Семён Хавкин

Редактор: Юрий Удовиченко

19 апреля 2000

Стоило бы, наверное, назвать эту статью: "Почему мне пора перестать читать журнал Upside". Я и правда пытался, но мне его шлют бесплатно, и надо же что-то читать в туалете, так что я его взял и обнаружил там одну из глупейших за долгое время статей. То-есть, на самом деле, Upside полон глупостей, но эта была уж слишком откровенная.

Статья написана Стефеном Джеймсом и называется "Уроки выживания" (Upside, март 2000 года). Теперь, говорят нам, каждый месяц мистер Джеймс будет делиться с нами "шишками, которые [он] набил на [своих] собственных стартапах".

Шишки эти состоят из исключительно полезных советов, до которых ни за что своим умом не дойдёшь. Типа: не выбрасывайте деньги на рабочие площади; найдите себе район, где нету длинных очередей в кафе. Если вы организуете дот-ком, мистер Джеймс напоминает: "Выйдите из дому... Работать дома неклёво." Он также отмечает, что не следует платить больше полутора долларов за квадратный фут. Спасибочки, мистер Джеймс! Что ж, по-вашему, на всех рынках одни и теже цены? Может быть, он просто думает, что все на свете открывают компании только в Силиконовой долине.

"Забудьте про бесплатный кофе и боржом. Да, в Майкрософте их дают бесплатно... кто ж хочет быть похожим на Майкрософт?"



Чего? Это такая шутка? Upside решил в мае отметить 1 апреля?

Мне кажется, мистер Джеймс живёт в заоблачном мире, где миллионы программистов просто давятся к вам на работу. Основателям компании хочется обойтись без излишеств; это кажется пустой тратой денег. Пусть так. Но не думайте, что кандидаты к вам на работу также всей душой к ней привяжутся; этого не будет. Им нужно приятное место работы. Отказаться от бесплатных напитков, принятых в большинстве технических компаний, значит дать понять работникам — и потенциальным работникам — что удобство их работы вас не беспокоит.

Кажется, все в Долине судачат о Чарли, шеф-поваре в Google, который раньше работал у Джерри Гарсия. Скажу вам, еда там замечательная даже по стандартам Мишелина, не каких-нибудь кафетериев. А поскольку еда в столовке такая хорошая, народ на обед не уходит с работы . Они едят с коллегами, заодно обсуждая дела. На работу они возвращаются через полчаса после ухода, что способствует продуктивности труда. Они чувствуют, что Гугл о них заботится, и это повышает лояльность рабочей силы.

Тем временем, Стефен Джеймс нам сообщает: "Перегородки — плохая идея. Не ставьте стен или ширм — оставьте открытое пространство... Если работник хочет кабинет с дверью, пусть идёт в адвокатуру или в Эппл."

Знаете, они-таки уйдут в Эппл! И замена каждого из них будет стоить порядка 50 тысяч на поиск и обучение. А вот мой приятель предлагает своим программистам превосходные личные кабинеты в одном из самых дорогих деловых районов США на Манхеттене, и это стоит ему около 6 тысяч на год с носа. В общем и целом, не так много.

Что ещё хуже, мистер Джеймс, похоже, совершенно незнаком с документальными доказательствами того, что при подходящих условиях работы — свободное пространство, тишина, ... — у работников умственного труда возрастает производительность. Классическая книжка по руководству программистами Peopleware приводит огромное количество таких доказательств. (По справедливости, мистер Джеймс в своём невежестве не одинок. Он просто отражает народную мудрость, типичную для Долины.)

Вот где собака порылась. Все мы прекрасно знаем, что работникам умственного труда лучше всего работается, когда они погружаются "в зону концентрации", или, так сказать, в "трудовой поток", полностью концентрируются на задаче и отключаются от внешних воздействий. Они забывают о времени, и в состоянии чрезвычайной сосредоточенности выдают на-гора превосходные результаты. Вот в такие периоды всю свою творческую работу они и делают. Писатели, программисты, учёные, даже баскетболисты многое знают об этой зоне.

Однако же, войти в "зону" нелегко. Измерения показывают, что с начала работы максимальная продуктивность достигается в среднем за 15 минут. А если кто устал или уже как следует поработал головой, то, бывает, никак не может войти в зону, и проводит остаток дня в интернете, играет в тетрис, бьёт баклуши.

С другой стороны, выйти из зоны очень легко. Шум, телефонные звонки, сходить пообедать или сгонять в Старбакс за чашечкой кофе, назойливость сотрудников — ох уж эти сотрудники — всё выбивает из колеи. Если коллега прерывает вас своим вопросом на минутку, и тем самым сбивает вашу концентрацию на полчаса, общая продуктивность труда серьёзно страдает. А в шумной, нервозной атмосфере, вроде того базара, что царит в интернет-изданиях, когда продавцы-маркетоиды орут в телефон прямо над ухом программиста, производительность труда резко падает, потому что творческие работники находятся не в зоне концентрации, а в зоне постоянных помех.

Программистам особенно тяжело. Их труд основан на одновременном жонглировании в кратковременной памяти огромным количеством мелких деталей. Всякое прерывание сбивает жонглёра, и шары с грохотом летят вниз. А потом деталей этих никак не вспомнить (как называется эта переменная? в каком месте вылетает цикл?) и приходится шарить по полу в поисках нужного шара, и работа застопорится, пока вы не соберёте всё.

Теперь немного арифметики. Предположим (и это подтверждается опытом), что если мы прерываем работу программиста хотя бы на минутку, он на самом деле теряет 15 минут производительного времени. Дано: Петя и Вася работают за соседними столами в фирме Просиживателей Штанов стандартной конфигурации. Вася забыл, как называется юникодова версия функции копирования строк. Он может поискать ответ в компьютерном справочнике, на что уйдёт 30 секунд. Или он может спросить Петю и получить ответ через 15 секунд. Раз Петя у него под рукой, он к нему и обратится. Петя отвлечётся и потеряет 15 минут рабочего времени, чтобы сэкономить Васе 15 секунд.

Давайте переведём Васю и Петю в отдельные кабинеты, разделённые стенами и дверями. На поиск в справочнике у Васи уходит по-прежнему 30 секунд, но до Пети ему теперь 45 секунд, включая отрыв седалища от сиденья стула (занятие не из лёгких, учитывая общую физическую подготовку типичного программиста). Что сделает Вася на этот раз? Правильно, посмотрит название в справочнике. Он потеряет 30 секунд, но сэкономит Пете 15 минут производительного времени. Так-то!

А впрочем, я нисколько не сомневаюсь, что большинство читателей подумают: "Какого чёрта ты вообще читаешь Upside? Вот и получай." Что верно, то верно. Так мне и надо.

Примечания переводчика.

  • Джерри Гарсия был легендарным солистом легендарной рок-группы Grateful Dead.
  • Это клевета, будто программисты плохо физически подготовлены. Многие из них очень неплохо знают физику! Хотя постойте...
  • На языке оригинала выражению "в зоне концентрации" соответствует in the flow. Рекомендуется к изучению.
  • Стандарты Мишелина: речь идёт не о шинной промышленности, а о путеводителе по ресторанам.
  • Старбакс, хоть и такая-сякая глобальная корпорация, но варит неплохой кофе!


  • В английском оригинале статья называется Where do These People Get Their (Unoriginal) Ideas?  


    Джоель Спольски - основатель Fog Creek Software, небольшой компании по
    разработке программного обеспечения, расположенной в Нью-Йорке.
    Окончил Йельский Университет, работал программистом и управляющим в
    Microsoft, Viacom и Juno.

    Содержимое этих страниц представляет собой мнение одного человека.
    Всё содержимое Copyright ©1999-2005  by Joel Spolsky. All Rights Reserved.

    FogBUGZ | CityDesk | Fog Creek Software | Joel Spolsky



    Содержание раздела