Системное программирование. Конспект лекций

       

Предложения языка Ассемблера


Предложения языка Ассемблера описывают команды или псевдокоманды (директивы). Предложения-команды задают машинные команды вычислительной системы; обработка Ассемблером команды приводит к генерации машинного кода. Обработка псевдокоманды не приводит к непосредственной генерации кода, псевдокоманда управляет работой самого Ассемблера. Для одной и той же аппаратной архитектуры м.б. построены разные Ассемблеры, в которых команды будут обязательно одинаковые, но псевдокоманды м.б. разные.

Во всех языках Ассемблеров каждое новое предложение языка начинается с новой строки. Каждое предложение, как правило, занимает одну строку, хотя обычно допускается продолжение на следующей строке/строках. Формат записи предложений языка м.б. жесткий или свободный. При записи в жестком формате составляющие предложения должны располагаться в фиксированных позициях строки. (Например: метка должна располагаться в позициях 1-8, позиция 9 - пустая, позиции 10-12 - мнемоника команды, позиция 13 - пустая, начиная с позиции 14 - операнды, позиция 72 - признак продолжения). Обычно для записи программ при жестком формате создаются бланки. Жесткий формат удобен для обработки Ассемблером (удобен и для чтения). Свободный формат допускает любое количество пробелов между составляющими предложения.

В общих случаях предложения языка Ассемблера состоят из следующих компонент:

  • метка или имя;
  • мнемоника;
  • операнды;
  • комментарии.

Метка или имя является необязательным компонентом. Не во всех языках Ассемблеров эти понятия различаются. Если они различаются (например, MASM), то метка - точка программы, на которую передается управление, следовательно, метка стоит в предложении, содержащем команду; имя - имя переменной программы, ячейки памяти, следовательно, имя стоит в предложении, содержащем псевдокоманду резервирования памяти или определения константы. В некоторых случаях метка и имя могут отличаться даже синтаксически, так, в MASM/TASM после метки ставится двоеточие, а после имени - нет.

Однако, физический смысл и метки, и имени - одинаков, это - адрес памяти.
Во всех случаях, когда Ассемблер встречает в программе имя или метку, он заменяет ее на адрес той ячейки памяти, к которую имя/метка именует. Правила формирования имен/меток совпадают с таковыми для языков программирования. В некоторых Ассемблерах (HLAM S/390) не делается различия между меткой и именем.

В языке должны предусматриваться некоторые специальные правила, позволяющие Ассемблеру распознать и выделить метку/имя, например:



  • метка/имя должна начинаться в 1-й позиции строки, если метки/имени нет, то в 1-й позиции д.б. пробел, или
  • за меткой/именем должно следовать двоеточие, и т.п.


Мнемоника - символическое обозначение команды/псевдокоманды.

Операнды - один или несколько операндов, обычно разделяемые запятыми. Операндами команд являются имена регистров, непосредственные операнды, адреса памяти (задаваемые в виде констант, литералов, символических имен или сложных выражений, включающих специальный синтаксис). Операнды псевдокоманд м.б. сложнее и разнообразнее.

Комментарии - любой текст, который игнорируется Ассемблером. Комментарии располагаются в конце предложения и отделяются от текста предложения, обрабатываемого Ассемблером, каким-либо специальным символом (в некоторых языках - пробелом). Всегда предусматривается возможность строк, содержащих только комментарий, обычно такие строки содержат специальный символ в 1-й позиции.


Содержание раздела